Страницы

Сценарий интеллектуальной игры

         Тема мероприятия: Жизненное пространство: от атома до Вселенной.
Состязательный принцип: участвуют две-четыре команды, которые решают интеллектуальные задания и получают за это очки. По итоговому количеству пунктов определяется победитель.
Место проведения: аудитория, где есть экран, доска, теплые и комфортные условия.
Цель: привить детям понимание того, что жизненное пространство - это не только для людей, а также принцип устройства мира на всех его уровнях. Оно должно быть как у самого малого, так и у глобального предмета. Попутно дети узнают всякие научные факты.
Важное примечание: не надо требовать от детей абсолютно правильного ответа и научного обоснования. Побеждает та команда, которая дает ответ наиболее близкий к правильному. Ведущий также может отдать не все очки, которые подразумевает задание, а лишь их часть, если ответ был частично корректный. Или же отдать одной команде все очки, а остальным какую-то часть из них, ведь ответы рассматриваются независимо друг от друга. Здесь можно поручить эту функцию ведущему или специальному человеку (жюри). На обдумывание дается некоторое время. Например, для задания, которое дает 10 очков - 100 секунд, 6 пунктов - минута.
А теперь важное замечание: детям, которые не закончили пятый класс, лучше в этой игре не принимать участия.
1-й тур "Атомный уровень"
Задание 1 (10 очков)
Текст: атомы - это мельчайшие элементы, из которых состоят все объекты  материальной действительности. Все вещества состоят из атомов, в том числе графит - материал, из которого делают грифель карандаша. Атом графита - это углерод.
Вопрос: почему графит имеет слоистую структуру?
Подсказка: показывается картинка, на которой изображена структура молекулы графита, то есть то, как там атомы расположены по отношению друг к другу.
Ответ: в молекулах графита атомы углерода соединяются и выстраиваются в плоскость, а плоскости между собой не соединены.
Задание 2  (5 очков)
Текст: понятие "атомная бомба" связан с тем, что происходит с атомом при разрыве снаряда. Можно сказать и по-другому: понятие "ядерный удар" связан с изменениями в ядре атомов, которые находятся в бомбе.
Вопрос: что происходит с ядром атома, приводящее к такому мощному взрыву.
Подсказка: результатом этого является высвобождение огромного количества энергии.
Ответ: ядро атома расщепляется, а его части образуют новые атомы совершенно других веществ.
Задание 3  (7 очков)
Текст: энергия - это свойство объектов, их способность работать, оказывать реальное воздействие на окружающую реальность.
Задание: демонстрируются два изображения: велосипедиста, который мчится на полной скорости, и другого велосипедиста, что находится в процессе резкого торможения. Детям нужно обвести маркером на картинках ту область, где высвобождается больше всего энергии.
Бонус: +10 баллов за название видов энергии.
Ответ: у спортсмена, который разгоняется, это мышцы его ног (химическая) и область педалей (кинетическая), а у тормозящего - это места соприкосновения колес и дороги (тепловая).
Задание 4 (20 баллов)
Текст: все предметы имеют электромагнитные поля, то есть выбрасывают вокруг себя волны, которые воздействует на другие объекты. Волны отличаются по своей длине. Существует инфракрасные и радиоволны, ультрафиолетовые, рентгеновские и гамма-лучи, а также самые короткие волны СВЧ, то есть волны сверхвысокой частоты.
Задание: используя два понятия, объясните, как пицца разогревается в микроволновке. Понятия: волны сверхвысокой частоты, молекулы воды.
Подсказка: ответ был в тексте.
Ответ: волны сверхвысокой частоты - это электромагнитное поле, излучаемое микроволновкой и воздействуещее на молекулы воды, которые находятся в пицце. Кинетическая энергия движения воды преобразуется в тепловую, поэтому пицца нагревается.
Задание 5  (10 очков)
Текст: цвет - это тоже электромагнитные волны предметов. Каждый из цветов - просто волна разной длины. Фиолетовый - это самые короткие лучи электромагнитного излучения, а красный - самые длинные, из тех, которые может видеть человек. Мы наблюдаем цвета, потому что волны разной длины по-разному отбиваются от разных веществ, из которых состоят предметы.
Задание: показывается красное яблоко. Детей просят назвать настоящий цвет яблока.
Ответ: у яблока нет цвета. Ни у чего в этом мире нет цвета. Просто шкурка яблока отражает электромагнитные волны такой длины, которые создают красный цвет.
Задание 6 (10 очков)
Текст: каждый элемент в природе имеет собственное пространство. Даже на самом маленьком уровне атомы находятся на расстоянии друг от друга, хотя они иногда сталкиваются.
Задание: свяжите между собой понятия "звук" и "собственное пространство" на примере звука от реактивного самолета.
Подсказка: начало цепочки - любое движение материи; конец - мозг человека.
Бонус: +5 очков за объяснение, почему мы слышим реактивный самолет после того, как он пролетел.
Ответ: когда реактивный самолет движется, он сотрясает молекулы воздуха, с которыми соприкасается;они сталкиваются с такими же молекулами, которые обычно находятся на некотором расстоянии друг от друга. Таким образом, толкая друг друга, молекулы добираются до  барабанной перепонки и раздражают ее, а она тоже сотрясается. В слуховом аппарате механическая энергия превращается в электрический импульс, который через нервные клетки попадает в мозг.
Бонусный ответ: реактивный самолет летит быстрее скорости звука.
Тур 2 "Живой организм"
Задание 1 (10 очков)
Текст: тренировки могут сделать мышцы больше и сильнее, а суставы гибче и эластичнее.
Задание: дайте ответ, почему мышцы становятся больше, а связки суставов гибче, и свяжите этот процесс с понятием собственного пространства.
Бонус: +5 очков за название следствия этого процесса, которое ощущает человек.
Ответ: ткани мышц и связок суставов повреждаются и разрываются, образуя свободное пространство. Позже на этих пустотах организм наращивает новую ткань. Так растут мышцы, а связки растягиваются.
Бонусный ответ: "крепотура".
Задание 2 (5 очков)
Текст: желудок - это мягкая и эластичная мышца, которая может растягиваться и суживаться, но в живом организме пустой желудок сохраняет внутреннее пространство постоянно на стабильном уровне.
Задание: дать объяснение, почему это происходит.
Ответ: желудок наполняется воздухом, как воздушный шарик, и за счет этого сохраняет свой постоянный размер.
Задание 3 (5 очков)
Текст: легкие - это дыхательный орган животных и людей, который насыщает через кровь клетки организма человека кислородом. Легкие наполняются воздухом и выводят отработанный газ с помощью сокращений мышцы, которая называется диафрагмой.
Задание: на столе лежат четыре предмета, среди которых воздушный шарик, губка, насос и дыхательный пакет (как в самолетах). Ребятам нужно связать принцип работы легких с одним из этих предметов и объяснить его.
Ответ: губка. Когда она распрямляется, то впитывает влагу, а чтоб выдавить из нее воду, нужна сила мышц. В данном случае это давление человеческих рук, а у легких это работа диафрагмы.
Задание 4 (5 очков)
Текст: чтоб впустить в свое пространство что-то важное, надо вывести из него что-то меньшей значимости, иначе для нового не будет места.
Задание: объясните, что маловажное исчезает в человеке, чтоб на его месте обосновалось то же самое, но большей значимости, во время сна.
Подсказка: этим занимается только мозг человека.
Ответ: очищается краткосрочная память, чтоб мозг мог долго сохранять важную информацию в форме долгосрочной памяти.
Тур 3 "Природа"
Задание 1 (15 баллов)
Текст: в природе границы собственного пространства могут нарушаться в двух случаях, а именно когда животное или растение хочет навредить другому представителю флоры или фауны для собственной выгоды, или когда это нарушение границ совершается с целью взаимопомощи.
Задание: показывается изображение лишайника, который состоит из водоросли, зажатой между двумя слоями грибов. Затем демонстрируются фотографии лишайников в условиях чрезвычайно сухого и холодного климата Арктики. Дети должны обосновать, за счет чего водоросль может выжить в таком климате.
Ответ: грибы не только создают для водоросли теплоизоляцию, но и сохраняют влажную среду, в которой водоросли могут существовать, поставляя воду.
Задание 2 (15 баллов)
Текст: очень часто в животном мире лишение жизненного пространства означает смерть, долгую или скоропостижную.
Задание: приведите три удачных примера того, как ограничение пространства, в котором может передвигаться животное, приводит к быстрой смерти (по 5 баллов для каждого).
Пример правильного ответа: 1) муха, которая запуталась в паутине; 2) антилопа, которую окружили львицы; 3) черепаха, которая попала в рыболовную сетку.
Задание 3 (30 баллов)
Текст: люди - существа теплые, поэтому у них большое личное пространство.
Задание: объяснить, почему на склон горного хребта, обращенного к морю, выпадает больше дождя, чем на сторону, повернутую к материку, и связать это разъяснение с метафорой о том, что человек имеет большое личное пространство из-за своей теплоты.
Каждая подсказка - это минус 5 баллов (можно их не брать).
Подсказки:
- воздух над морем влажный;
- тепло на близком расстоянии к земле задерживается водой и грунтом;
- теплые молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга, чем холодные.
Ответ: под воздействием солнца вода в море нагревается и испаряется; ветер над морем собирает и несет эту влагу к суше, где он сталкивается с горным хребтом; теплые капельки воды подымаются вверх, чтобы "перепрыгнуть" горы; когда молекулы воды достигают определенной высоты, они охлаждаются; между охлажденными молекулами расстояние сужается, потому что чем больше они нагреты, тем дальше находятся друг от друга (по этой причине солнце такое огромное); после того как расстояние уменьшается, молекулы сталкиваются и образуют крупные капельки; они становятся такими тяжеловесными, что опускаются в виде дождя на склон хребта, который им не удалось преодолеть. Связь термических процессов с метафорой о личном пространстве понятна.
Задание 4 (10 баллов)
Текст: когда чему-то перекрывают кислород, лишают его собственного пространства, оказывают на него давление, оно перестает быть отдельным и обособленным, становясь общей массой с подобным себе.
Задание: объясните, как давление лишает предмет обособленности на примере мира океанов и морей.
Подсказка (-5 очков): это связано с образованием почвы.
Ответ: тела, умерших морских животных, оседают на дно, где на них опускаются новые тела. Через некоторое время новые слои сдавливают старые, превращая остатки планктона и более крупной живности в однородную породу.
Задание 5  (40 очков)
Текст: когда что-то выталкивается из своего законного пространства, оно начинает оказывать сопротивление; это правило работает как в природе, так в жизни людей.
Задание: детям показывают изображение груды огромных камней у подножья скалы. Им надо разъяснить то, под воздействием какой мощной силы эта куча образовалась и привести метафору (художественный прием, раскрывающий понятие на основе его сходства с другим понятием, отвлеченным от него) подобного явления в жизни людей.
Подсказка (-10 баллов): эта сила сошла со скалы.
Ответ: огромный ледник сползал со скалы и теснил камни, пока они не скопились в огромную, нерушимую груду. Затем ледник растаял. Пример метафоры: когда народ начинают теснить сверху, то есть власть, он начинает сопротивляться, пока не объединиться в несокрушимую и большую "груду камней".
Тур 4 "Вселенная"
Задание 1 (20 баллов)
Текст: объекты в космосе находятся очень далеко друг от друга. Эти расстояния тяжело вообразить человеку.
Задание: демонстрируются знаки - 9 460 000 000 000 км. Детей просят назвать: а) род понятия, которому принадлежит это число; б) к чему в этой аудитории относится эта цифра.
Ответ: а) единица измерения; б) к свету - это расстояние, которое проходит свет за год.
Задание 2 (20 очков)
Текст: звезды - это огромные раскаленные сгустки газа и пыли, которые в тысячи раз больше Земли, но воспринимаются нами на небе как маленькие серебрено-голубые точки.
Задание: дети должны объяснить, что и как в этой аудитории создает звезды.
Подсказка (-10 баллов): из-за этого ребята не умеют летать.
Ответ: у всех, даже самых маленьких, вещей на свете есть свойство притягивать к себе другие предметы, которое называется гравитацией. Молекулы газа и пыли постепенно притягивают друг друга, пока где-то не образуется их достаточное скопление, чтоб собрать вокруг себя все остальные и превратиться в горячую звезду.
Задание 3 (30 баллов)
Текст: галактики, какими бы огромными они ни были, требуют собственного пространства намного больше, чем их фактический размер; поэтому они находятся далеко друг от друга; но на звездном небе их можно наблюдать рядом друг с другом, потому что мы еще дальше от некоторых галактик, чем они друг от друга.
Задание
В аудитории есть доска, а лучше вертикальная стойка, покрытая крупноформатной черной бумагой, и разноцветные маркеры. Детям нужно как можно лучше нарисовать, на что похожи галактики, когда мы наблюдаем их на небосводе. Решить надо всем вместе, а поручить самому одаренному в плане рисования.
Ответ: галактики - это скопления звезд, так что мы не видим их как отчетливые белые или синеватые точки - на звездном небе они похожи на туманности, бежевые размытые пятна. Для сравнения используются фотографии настоящих туманностей-галактик.
Задание 4  (40 баллов)
Текст: все в мире имеет свой жизненный цикл. Даже наше огромное и великое солнце когда-нибудь умрет. Но прежде чем это произойдет оно значительно "похудеет" и превратится из гигантской красной звезды в белого карлика.
Задание: детям надо высказать наиболее близкое к истине предположение, почему солнце потеряет большую часть своей массы, и привести метафору этого явления из истории человечества.
Подсказки (-5 баллов каждая):
- атомы одного вещества при столкновении образуют новое вещество;
- вспоминайте предыдущее задание: что происходит при взрыве атомной бомбы?
- вспоминайте предыдущее задание: почему маленькие молекулы воды превращались в крупные капли дождя?
- вспоминайте предыдущее задание: почему звезды образуются?
Ответ: внутри солнца происходят термоядерные реакции - атомы водорода преобразуются в атомы гелия; вследствие этого, выделяется огромное количества тепла, расширяющего звезду; все эти газы удерживаются силой тяготения солнечного ядра; когда звезда сильно "толстеет" и нагревается, она становится ярко-красного цвета; силы притяжения ядра не хватает, чтоб удержать эту грандиозную массу, и она отделяется и рассеивается в окружающем пространстве; также "похудеет" и солнце, после чего превратится в маленького светящегося карлика. Пример метафоры из истории: Царство Александра Македонского. Когда Александр завоевал Грецию, Северную Африку, Ближний Восток, Среднюю Азию и полуостров Индостан, его государство стало таким огромным, что центр не смог удерживать всю территорию под своим контролем, и царство развалилось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий