Страницы

Капитан дарит кураж


Сегодня в спортивном зале медицинского колледжа мероприятие, которое всегда привлекает внимание активной молодежи этого небольшого города. Здесь волейбольное состязание между учебными заведениями - это уже событие. На площадке соревновались команды, а на лавочках, поставленных почти у самых границ игровой зоны, теснились тренера, запасные, друзья игроков и просто болельщики, которые нашли способ приятно провести время. Всего в маленьком (по размерам чуть больше, чем сама игровая площадка) зале могло поместиться немного людей, поэтому было неуютно, но никого это не смущало. Кому- то не нашлось места на деревянных, окрашенных зеленой краской и низких лавочках без острых краев, которые обычно ставят в спортивных залах, чтоб уменьшить вероятность травм по неосторожности или вследствие спортивных действий. Они стояли, подпирая стены, у "полюсов" площадки. Если слово "аншлаг" хоть в какой-то мере применимо к спортивному мероприятию, тогда можно им обозначить зрительскую обстановку, которая образовалась там во время матча между хозяевами места проведения состязания, сборной медколледжа, и командой ДЮСШа. У первого коллектива было возрастное преимущество и, следовательно, атлетическое, ведь во втором играли еще школьники, но эти ребята, по сути, формировали сборную всех школ города и занимались волейболом под руководством настоящего тренера, а не физрука учебного заведения, поэтому где-то было видно превосходство в технике и тактической подготовке. Однако против физической мощи "старшеков" этого было недостаточно, поэтому детско-юношеская спортивная школа, как у нас любят говорить, пролетала. Средний возраст команды из медицинского колледжа был выше приблизительно на три года, а для юношеского спорта - это огромное преимущество.
Все это прекрасно понимал тренер ДЮСШа, поэтому не выжимал из своих ребят все соки требованиями, а умными наставлениями пытался поставить грамотную игру, очевидно, больше на перспективу, чем для вероятной победы в этом матче. Выцарапать положительный результат было уже сложно, потому что первые две партии были проиграны, и теперь надо выигрывать три подряд. Кроме этого, по ходу третьей партии школьный молодняк уступал 20:17. Тем не менее, играли они страстно, как и их соперники.
В один момент хозяева площадки, очевидно, потеряли концентрацию. В волейболе невозможно на протяжении трех периодов подряд сохранять готовность действовать на предельном уровне, как бы настроены и заряжены на борьбу игроки не были. Это часто приводит к тому, что аутсайдер поединка берет одну партию и избегает разгромного счета. Вот и в этом противостоянии случилось кое-что подобное - вскоре счет стал 22:23 в пользу школьников. Зрители активизировались. Несмотря на то, что многие из них учились в медколледже, по ходу матча начали симпатизировать гостям "арены". Это объясняется психологией болельщика: он всегда подсознательно начинает поддерживать более слабого оппонента, если не является преданным поклонником его соперника. Фанат спорта любит сенсации. Это любовь происходит от общей человеческой страсти к зрелищу, а резонансный и неожиданный результат - это в некоторой степени зрелище. Тем более что школьники играли технично, привлекательно, с использованием более замысловатой схемы смены позиций по ходу игры. Многие из зрителей начали искренне желать, чтоб ДЮСШа выиграл эту партию. Остались и стойкие поклонники сборной своего учебного заведения, которые очень шумно пытались взбодрить "расклеившихся" ребят.
Амбиции команды медколледжа были обращены на призовые места и, возможно, даже на самую высокую ступеньку пьедестала (который, впрочем, никто ставить не собирался). Проигрывать даже одну партию "малым" нельзя было по одной простой причине - это предоставляло другим претендентам на призы психологическое преимущество над медиками. В зале сидели, ожидая своей очереди сыграть, две команды конкурентов - первый состав местного педагогического университета и коллектив машиностроительного колледжа. Можно себе представить, как уверены в себе будут эти ребята в матче против медиков после того, как они увидят, что те были биты, пускай даже в одном периоде, командой, в который играют два девятиклассника. По этим соображением тренер медколледжа пыталась активно повлиять на ход партии заменами и энергичными криками, которые содержали в себе наставления, постоянные подсказки и прямые приказы. Эта была очень строгая и острая на язык женщина, так что медиков припекало еще и со стороны наставника. По сути, это был просто преподаватель физкультуры в этом учебном заведении, в то время как у их противников был настоящий волейбольный тренер.
Как я уже писал, счет был 22:23 в пользу команды, заранее списанной со счетов, и, как это принято говорить у спортивных комментаторов, наступил ключевой момент матча. Младшие ребята были воодушевлены и заряжены до предела. По их крови циркулировало огромное количество тестостерона, адреналина и норадреналина - неизменные спутники спортивной страсти. Эти гормоны довели их тела и умы до такого состояния, что они могли эксплуатировать весь потенциал своего организма, который возможен практически (то есть о 100% возможностей мозга речь не идет, конечно).
В их команде была игровая схема с одним пасующим, который выбегал из любого номера (позиция на площадке, всего их шесть), чтобы отдать передачу на нападающего после приема мяча от партнера. Эта роль в команде была чрезвычайно важной, потому что связка (слово из лексики волейболистов, обозначающее пасующего) был системообразующим элементом в построении игры. Если он не справляется со своей задачей хорошо, то его коллективу ничего не поможет, даже выдающееся исполнение остальных пятерых человек.
На этой значительной позиции за школьников выступал очень талантливый и неординарный в игровом плане десятиклассник. Я не знаю, стоит ли называть это классикой жанра, но в нашем случае, как и во многих других, большой талант имел сложный характер: он был высокомерным, самовлюбленным, гордым. Складывалось такое ощущение, что он играл сам с собой, хотя ему и была отведена самая что ни на есть командная роль. Молодого человека называли Котя, а половина команды, с учетом запасных, не знали его настоящего имени: настолько прицепилось прозвище к его личности. Зато ребята, которые сидели, как это в мире спорта называют, на лавочке, очень хорошо выучили фамилию своей связки, потому что Владимир Михайлович (имя наставника) то и дело не громко, как бы про себя, ругал школьника, называя его по фамилии и не ограничивая себя в выражениях, в общем-то, никак:
- Воронцов, придурок, блин, - неумышленно говорил тренер таким образом, что рядом с ним сидевшие это прекрасно слышали, а на площадке никто не мог. - Козел, Воронцов. Выгнать тебя надо.
Запасных все это очень забавляло. Потом они пересказывали услышанное основным игрокам, и те много о себе всякого узнавали, но особенно богатый багаж знаний о своей персоне приобретал Котя. Все это воспринималась с иронией и без обиды. Даже себялюбивый пасующий не предавал этому большого значения, потому что хочешь не хочешь, а надо было признавать, что эти слова в некоторой мере он заслужил.
В течение матча с медколледжем тренер ругался десятиклассника больше обычного, потому что тот подводил команду: пытался играть сложнее, поэтому ошибался. Вместо простого паса на основного нападающего, он выполнял передачу на заднюю линию или назад, где стоял менее мастеровитый исполнитель. Все это он делал в угоду себе, чтоб научиться сложным элементам своего искусства, брезгуя общими командными интересами. Это всех раздражало, особенно Владимира Михайловича.
Очевидно, упрямство и нежелание с кем-то считаться достигало у Коти исполинских масштабов. Это стало отчетливо понятно, когда он при счете 22:23 пошел на подачу. Подать надо было надежно, без ошибки, потому что ее цена в решающей концовке была очень высокой. Даже профессиональные волейболисты не всегда подают с прыжка, когда наступает ключевой отрезок партии. Однако Котю ничего не смущало и ничего не подстрекало, кроме собственного перфекционизма. Он взял мяч, вышел на подачу, дождался свистка, высоко и далеко от себя подбросил мяч, по ходу исполнения приема осознал, что начудил, в отчаянном прыжке постарался пробить. Силы толчка, конечно, не хватило, поэтому рука как следует не нашла мяч, и удар пришелся в сетку. 23:23 и важное очко проиграно. Владимир Михайлович только голову в другую сторону отвел и промычал какой-то мат. Многие партнеры вызверились на свою связку, но их крики были заглушены шумом болельщиков, которые искренне порадовались такой оплошности.
Тренер ДЮСШа взял перерыв или, выражаясь англоизмом, таймаут. Команды образовали небольшие, тесные круги возле своих наставников. Пока медики слушали острые укоры со стороны преподавателя физкультуры, женщины лет пятидесяти, с заточенным под юмор умом, школьники смотрели, как их тренер решительно проводит рискованную замену.
- Воронцов, ты дурак или что? - уже прямо в лицо выражал свое возмущение наставник. - У тебя ум в голове есть? Выигрываем партию в концовке - он с прыжка подает! - Котя не отвечал, а только взгляд отвел.
- Капец, когда мы еще у них партию возьмем? - с открытым укором в интонации задал риторический вопрос партнер своему пасующему.
- Так, ладно. Воронцов, садись. Никита, иди, вместо него, пасуй, - это решение Владимира Михайловича удивило всех, даже несмотря на то, что Котя только что совершил грубую ошибку. Считалось, что для позиции связки в команде не было альтернативы, потому что Никита, высокий и, как бы сказала любая порядочная бабушка, страшно худой девятиклассник, хотя и был номинально вторым пасующим, но так уступал в технике первому номеру, что некогда на играх свои обязанности не исполнял. Воронцов, конечно же, был поражен, однако не проявил никаких эмоций и тихо сел на лавку. Сам светловолосый и симпатичный Никита не знал, как ему быть. Он встал и вопросительным взглядом уставился на тренера. Если опытный карикатурист захотел бы изобразить вопросительный и восклицательный знаки на лице человека, то физиономия Никиты в ту секунду очень подошла бы. Тот не смог сдержать ухмылки из-за изумления своего подопечного, и спросил его, улыбаясь: "Знаешь, что делать? Все то же самое, что и на тренировке".
 На самом деле, наставник самого молодого коллектива турнира уже не рассчитывал на победу в партии, что было важным вопросом престижа. Он пожертвовал этой возможностью ради демонстрационной дисциплинарной меры. По этой причине он решил не давать тактических наставлений, потому что делать это со связующим, которого не наигрывали, смысла не было. Владимир Михайлович хотел помочь Никите беспроблемно войти в игру, но понимал, что здесь он вряд ли что-то может сделать. Надо было, чтоб команда его быстро приняла и он стал ее органичной частью.
- Артур, - обратился к капитану команды тренер, - расскажи ему, что делать, - отдав право распоряжаться ситуацией капитану, а следовательно, выразив доверие коллективу, он надеялся на то, что его лидер даст Никите то психологическое подспорье, которое может возникнуть у человека только при наличии уверенности в том, что он свой среди своих, ему доверяют и поддерживают.
- Короче, Некит, слушай, - обрадованный доверием тренера, принялся руководить Артур, парень невысокого по волейбольным меркам роста и с очень взрослым лицом, украшенным бородой, которой среди всех старшеклассников мог похвастаться только он. - Играем сейчас очень просто, максимально просто, - особенно подчеркнул интонационно последнее слово капитан, - меняешься во второй номер, доводишь Максу в четвертый номер, если хороший подбой. Если плохой - как получиться. Главное - проще и надежней! - Никита кивал и держал на своем лидере сосредоточенный взгляд, а глаза его выражали неуверенность и мандраж. Все чувствовали, что самый важный игрок в команде неуверен в себе, поэтому сами потеряли кураж. Артур все это отчетливо понимал, поэтому решил снять напряжение со своего пасующего: "И, Некит, самое важное. Слушай внимательно, - испуг связующего после этих слов усилился, - если ты ошибешься, дашь плохой пас, то ничего страшного, - все аж дернулись от неожиданной фразы. - На самом деле, плевать. Мы ничего не должны: ты не должен давать хороший пас, а мы не должны побеждать. Мы только должны постараться это сделать и ничего больше. Если ты запорешь, тебе никто даже слова не скажет. Я за этим прослежу, - Никита едва проявил на лице внутреннее удовлетворение от этих слов, но оно было огромное.
Прозвучал свисток судьи, который обозначил время завершения перерыва. Команды почти синхронно воспроизвели "боевой клич", исполнение которого принято совершать также после каждого выигранного очка. У большинства коллективов это был обычный громкий и растянутый крик, как-то "Э-э-э-э-эгей-й-й-й!", но вторая команда пед. университета, играющий тренер который сам вчерашний студент, кричали популярное слово, обозначающее женскую грудь и, наверно, гордились своей дерзостью.
Все разошлись по своим игровым зонам. Медики должны были исполнить подачу. Пока краснощекий студент колледжа готовился подавать, школьники подбадривали себя возгласами "Прием!", "Давай прием!", "Пацаны собрались!". Никита не кричал - он просто не отрывал глаз от мяча, чтоб не прозевать момент своего вступления в игру. Медики хлопали и громко кричали: "Эйс! Эйс! Эйс!". Когда судья свистнул и мяч полетел на противоположную сторону площадки, студенты традиционно завершили эту кричалку громогласным и растянутым звуком, похожим на "Э-э-э-э-э-э!". В этом им помогли болельщики.
Подача получилась хорошей. Она была сильной и с неприятной траекторией: мяч летел слишком высоко, чтоб примающий  брал ее снизу, и чересчур низко, чтоб принимать сверху. Лёше (игрок, которому "повезло" справляться со сложным мячом) должен был или присесть для верхнего приема, или быстро перемещать ногами, чтоб подстроиться и выполнить нижний прием. Он не сделал ни того, ни другого, но каким-то чудом (всё-таки сверху) довел круглого во второй номер - почти точно на Никиту. Пасующий сделал два шага на встречу к мячу, развернулся лицом к линии нападающих и выдал пас-конфетку в четвертый номер. От туда выпрыгнул Макс и вколотил, пробив двойной блок, снаряд в паркет соперника. Ребята восторженно завопили. Все, кроме Никиты, который из-за природной робости не делал этого. В кучке в честь выигранного мяча, наверно, каждый из пяти человек успел сказать ему, что он молодец, красавчик и так далее.
 Счёт стал 23:24, и Миша пошел подавать, как это принято называть, контрольный мяч. Теперь была очередь школьников громко выкрикивать "Эйс!" и завершать долгим "Э-э-э-э-э-э-э!". Их оппоненты были деморализованы, поэтому просто напряженным взглядом следили за каждым телодвижением Миши, готовясь к ответу. Темноволосый старшеклассник, который мог гордиться только редкой щетиной, а не полноценной бородой, как Артур, надежно, без риска запустил мяч на сторону соперника. Сделать удачный прием не составило труда для медиков и, следовательно, организовать хорошую атаку. Из второго номера стрелял самый опасный игрок сборной медколледжа. Удар получился хороший, в диагональ, но Миша, игрок, который своей аккуратной, несложной подачей заработал себе неприятности, смог принять, однако довел круглого Mikasa (посмотреть, как правильно пишется название бренда) в третий номер. Никите пришлось бежать туда и пытаться вовремя выйти под мяч. Передача явно напрашивалась в 4 номер, где в этот раз действовал Артур, однако пасующий не только успел идеально подстроиться под игровой снаряд, но и сыграл так, как никто не ожидал: он выдал сложный пас назад во второй номер, где находился Максим. В этот раз, несмотря на сложность приема, передача снова получилась идеальной. Нападающий, как и в первый раз, высоко выпрыгнул, но пробил менее удачно. Он попал в блок. Тем не менее, мяч отскочил от рук блокирующих в аут, и это означало победу ДЮСШа в партии. Зал взорвался, хотя большинство зрителей желали другого исхода. Всё же, не симпатизировать самым молодым участникам турнира было сложно, поэтому их искренне приветствовали. Ребята обнимались, хлопали друг друга по плечу и голове. Особенно много дружественных ударов получил затылок связующего. Тренер, не привыкший выказывать открыто похвалу своим подопечным, был без видимых эмоций, хотя внутри он испытывал удовлетворение насчёт Никиты и своего решения передать обязанность настроить команду Артуру.
Ребята по-настоящему воодушевились после партии, которая стала первой выигранной для них на этом турнире. Уже ими сыграно два поединка, а матч с медиками при любом раскладе был последним. Они вдохновенно слушали установки наставника, пока медикам вправляла мозги их, как на западе называют тренеров, менеджер.
Пробудившиеся вера в себя и осознание уязвимости соперника не помогли ребятам на кураже взять вторую партию подряд. Они проиграли её вчистую со счётом 25:12. В завершающем отрезке Никита несколько раз дал хороший пас и пару раз ошибся. Тем не менее, после матча все давали ему оценку только по завершающему отрезку выигранной партии, потому что те два удачных паса были бесценны в контексте "исторического" события, к которому они привели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий